С 1 октября изменился порядок уплаты налогов для импортеров Узбекистана. Рассказывает начальник отдела косвенных налогов управления консультирования по налогообложению ГНК РУз Улугбек ДАДАХАНОВ:

 

  В настоящее время в стране ведется масштабная работа по созданию эффективной системы налогообложения и таможенных тарифов, направленной на стимулирование конкурентоспособного производства, поддержку предпринимательства и здоровой конкурентной среды. Принимаются меры для расширения экспортного потенциала республики и обеспечения внутреннего рынка высококачественными потребительскими товарами.

  В то же время, с целью создания полной цепочки налога на добавленную стоимость и обеспечения равных условий для всех предприятий принят ряд нормативных актов, а существовавшие налоговые льготы отменены. Один из них – Указ Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» УП-5755 от 27 июня 2019 года. 

  Согласно данному документу, с 1 октября 2019 года хозяйствующие субъекты, импортирующие товары, являются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от суммы выручки от продажи товаров (работ, услуг). При этом субъекты предпринимательства, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с первого числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта.

  А теперь обратимся к статье 55 Таможенного кодекса Республики Узбекистан. В ней говорится, что таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт) – это режим, при котором товар, ввезенный на таможенную территорию, остается на ней в свободном обращении без обязательства об его обратном вывозе с этой территории.

  В статье 13 ТК РУз говорится, что товаром является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе национальная валюта Республики Узбекистан, валютные ценности и другие ценные бумаги, электрическая, тепловая и иные виды энергии, объекты интеллектуальной собственности, транспортное средство, за исключением транспортного средства, указанного в части четвертой настоящей статьи.

  Отечественным считается товар, произведенный в Республике Узбекистан, либо товар, выпущенный для свободного обращения на таможенной территории или приобретший статус такового в соответствии с ТК РУз.

  Иностранным считается товар, не указанный в части второй настоящей статьи, а также тот, который приобрел статус иностранного товара в соответствии с настоящим Кодексом.

 

 

  Транспортным средством является средство, используемое для перевозки товаров и пассажиров. Это понятие включает в себя любое водное, воздушное, автотранспортное средство, железнодорожный подвижной состав (единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер, а также запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы, охлаждающие и иные технические жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренные в технических паспортах или технических формулярах в соответствии с их конструкцией, если они перевозятся вместе с этими транспортными средствами.

ВАЖНО! Под импортерами товаров подразумеваются хозяйствующие субъекты, осуществляющие ввоз через таможенную границу и свободное обращение товаров на территории республики. Речь идет о товарах, предназначенных для продажи, сырье для собственных производственных нужд, инструментах, оборудовании, запасных частях и других материальных ценностях. При этом стоимость и количество импортных операций не имеет значения.

Следует обратить внимание и на сроки, в которые уплачивается НДС предприятиями, импортирующими товары.

СИТУАЦИЯ 1.
Предположим, что действующее юридическое лицо заключило контракт на импорт до 1 октября 2019 года, но товары будут импортированы после этого срока. В этом случае хозяйствующий субъект автоматически считается плательщиком НДС уже с 1 октября сего года.

СИТУАЦИЯ 2.
Хозяйствующий субъект заключил контракт после 1 октября 2019 года. В такой ситуации он является плательщиком налога на добавленную стоимость с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором был заключен договор на импорт.

Отмечу, что вышеупомянутая процедура не распространяется на хозяйствующие субъекты, которые импортировали товары до 1 октября 2019 года и не имеют действующего соглашения об импорте с 1 октября 2019 года.

Право выбора общего или упрощенного порядка налогообложения для субъектов хозяйствования, осуществляющих импорт товаров, регулируется требованиями действующего Налогового кодекса Республики Узбекистан. Другими словами, хозяйствующий субъект, валовой доход которого за год не превышает 1 млрд сумов, оставаясь плательщиком единого налогового платежа, тем не менее, должен зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

ВАЖНО! В соответствии со статьей 360 НК РУз единый налоговый платеж исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Для плательщиков НДС сумма единого налогового платежа уменьшается на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, но не более 50 процентов от суммы единого налогового платежа.

Плательщики, перешедшие на добровольную уплату налога на добавленную стоимость не с начала календарного года, уменьшают сумму единого налогового платежа, приходящуюся на отчетный период, в течение которого исчислялся НДС.

Расчет единого налогового платежа представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета с нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности.

Уплата единого налогового платежа производится:

– микрофирмами и малыми предприятиями – не позднее срока представления расчета;

– налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года – не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.

Чтобы получить свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, налогоплательщики должны подать заявление о постановке на регистрационный учет через свой личный кабинет в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика и решения органа государственной налоговой службы о постановке на регистрационный учет.